10:21, 19 августа 2017, суббота
Версия для слабовидящих

Семинар «Семейное воспитание: иерархия, стили, авторитет родителей»

Анкета «Стиль семейного воспитания»

Инструкция: Уважаемые родители, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Для этого просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать наиболее для Вас предпочитаемый вариант ответа из четырех предложенных.

Вопросы:

1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием?

А - Преимущественно воспитанием.

Б - Сочетанием условий задатков и условий среды.

В - Главным образом, врожденными задатками.

Г - Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

 2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А - Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности.

Б - Абсолютно с этим согласен.

В - Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г - Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

 3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным?

А - «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)

Б - «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)

В - «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)

Г - «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)

 4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А - Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит

Б - Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В - Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г - Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А - Если попросит, то можно дать.

Б - Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В - Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т.п.), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г - Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

 6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?

А - Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б - Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

В - Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.

Г - Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.

 7. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?

А - Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б - Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В - Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г - Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

 8. Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его?

А - Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.

Б - Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В - Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя конечно в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г - Не вижу причины запрещать.

 9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?

А - Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б - Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В - Расстроюсь.

Г - Попробую разобраться, что его побудило солгать.

 10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?

А - Безусловно.

Б - Стараюсь.

В - Надеюсь.

Г - Не знаю.

 Обработка результатов:

Стиль поведения

Номера вопросов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитетный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Интерпретация полученных данных:

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь вероятно идет о каком-то противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль: Вы осознаете свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительною, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный («попустительский) стиль: Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большое участие и поддержку с Вашей стороны!

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Родительский авторитет...

В каком же смысле употребляется это понятие? Мы говорили в прошлый раз о двух видах авторитета - рациональном и иррациональном. Однозначно, что в подавляющем большинстве случаев, а уж в особенности, когда его считают святыней, под родительским авторитетом имеется в виду именно иррациональный авторитет. То есть: родители всегда правы, и их нужно слушать и слушаться только потому, что они - родители.

Более того, под словами «родительский авторитет» обычно прямо подразумевается родительская власть. И есть большое подозрение, что часто для родителей это просто легитимная форма реализации своего нездорового стремления к власти, иными словами, авторитарного характера.

В общих чертах, теория родительского авторитета гласит: Ребенку нужен авторитет родителей, ему очень плохо без него. Вообще ребенок без авторитета жить не может ни секунды, и если нет авторитета родителей, то обязательно найдет на стороне, кому подчиниться. И потому святой долг родителей - этот свой авторитет насаждать и укреплять любой ценой, во имя блага ребенка »

Вполне понятно, почему у нас насаждалась эта идеология во времена советской власти. - Тоталитарное государство нуждалось в подданных с авторитарным характером, чтобы им успешно управлять.

Не менее понятно, почему авторитарные отношения были в семьях крестьян до революции, что обычно приводят как «традицию» для оправдания теории родительского авторитета. - Крестьяне были почти рабами сотни лет. Аристократия же воспитывала своих детей совсем по другим принципам.

Нетрудно заметить, что те, кто сейчас проповедуют идеологию родительского авторитета, в интернете, например, одновременно проповедуют и отношения в семье по принципам власти и подчинения. Им чужды понятия свободы о достоинства личности, возможности доверия и партнерства...

Для человека с авторитарным характером эта теория безусловного родительского авторитета - выражение «закона природы».

Опасные стили воспитания: влияние на личность ребенка

Авторитарный стиль воспитания

При этом стиле воспитания ребенок получает очень мало поддержки и душевного тепла от родителей, он существует в заранее установленных рамках, за которые ему не дозволено выходить. Все действия малыша строго контролируются, с малых лет ребенок должен подчиняться правилам поведения. В отношениях между родителями и ребенком практически нет взаимопонимания, родители не идут на компромиссы. Часто практикуются наказания, в том числе и физические.

Этот стиль воспитания довольно распространен на постсоветском пространстве, обычно родителей воспитывали подобным образом, и они просто не знают, как по-другому обращаться с детьми. Как правило, авторитарные родители стремятся всё контролировать, но они сами имеют низкую самооценку и не умеют сотрудничать с детьми.

В принципе, авторитетные родители руководствуются благими намерениями. Они хотят привить своим детям ответственность и трудолюбие. Обычно их дети действительно вырастают с такими качествами характера, но вместе с этим они нередко сами страдают от низкой самооценки, бояться допустить ошибки, сильно переживают из-за неудач. Это дети - перфекционисты, которые во взрослой жизни стремятся быть впереди, рассчитывая на признание их действий и способностей. Излишний перфекционизм не всегда идет на пользу человеку. Стрессы, перенапряжение, депрессии, неврозы на фоне повышенной тревожности - возможные последствия авторитарного стиля воспитания.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Гипоопека и гиперопека

Два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни.

Гиперопека - это чрезмерное внимание ребенку, стремление контролировать каждый шаг крохи и даже его мысли. Это «привязывание» ребенка к себе, стремление оградить его от всех «опасностей» окружающего мира, даже если эти опасности существуют только в голове мамы. В большинстве случаев гиперопекой страдают матери по отношению к сыновьям, хотя и дочерям достается от излишне заботливых родителей.

На подсознательном уровне родители пытаются крепко привязать к себе ребенка из страха будущего одиночества, хотя в результате они добиваются совершенно противоположного. В лучшем случае, в подростковом возрасте ребенок начинает протестовать против гиперопеки и выходит из-под контроля. В худшем - он остается с матерью или отцом, жертвуя собственными интересами. Почему последний вариант особенно опасен? Дело в том, что люди, выросшие в «тепличных условиях» привыкают к постоянной опеке, всю свою сознательную жизнь они были ограждены от опасностей и, вырастая, они не способны жить самостоятельно без покровительства мамочки или папочки.

В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

Гипоопека - противоположность предыдущему стилю воспитания. Это отсутствие контроля над воспитанием, вседозволенность, приводящая к печальным последствиям. Раньше гипоопека считалась признаком неблагополучных семей, сегодня же многие родители заняты карьерой и получением денег и личной жизнью, забывая о воспитании собственного ребенка. Также нередко причиной гипоопеки является эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда рождения малыша было нежеланным и сам ребенок воспринимается исключительно как источник раздражения.

Полное попустительство в воспитании и эмоциональная холодность родителей приводят к развитию огромного числа негативных проявлений характера у ребенка. Во взрослой жизни такие люди пассивны, безынициативны, часто страдают депрессией, не имеют целей в жизни, подвержены разного рода зависимостям.

Противоречивое воспитание

В этом случае родители не могут придерживаться четкой линии воспитания. Сегодня ребенку что-то разрешают, а завтра за это же наказывают. Или же мама и папа придерживаются разных мнений насчет воспитания ребенка: папа всегда наказывает, мама - всё разрешает (или наоборот). В отдельных случаях, когда в семье живет три поколения, происходит конфликт между взглядами родителей и бабушек/дедушек. Как бы то ни было, противоречия в воспитании крайне негативно сказываются на ребенке. Особо впечатлительные малыши страдают от нервных расстройств, у них снижается коммуникабельность, но повышена тревожность. Ребенку не дают четких указаний, поэтому он постоянно путается, не знает, что его ждет в следующую минуту: строгое наказание или похвала.

Если вы нашли свои черты в вышеперечисленных стилях воспитания - советуем пересмотреть своё отношение к себе и своему ребенку. Возможно, вы неосознанно переносите чужой стиль воспитания на малыша.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения. Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения. На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи». Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Семейные иерархии и коалиции

Существование иерархии является неизбежным, потому что оно заложено в природе любой организации (семья-это тоже маленькая организация).

Иерархия здесь - порядок подчинённости низших звеньев высшим. Иерархический порядок поддерживают все члены семьи.

Наиболее простая модель иерархии основывается на линиях, прочерчиваемых поколениями. Внизу иерархии самые младшие, вверху - самые старшие (по типу всем известной пирамиды Маслоу). Обычно семьи включают в себя не больше трех-четырех поколений.

Одно из фундаментальных правил социальной организации гласит: семья попадает в беду, когда коалиции складываются поперек уровней иерархии, особенно когда эти коалиции "секретные". Так например, когда глава семьи выбирает фаворитов среди детей, когда ребенок объединяется с одним из родителей против другого родителя. Если подобные ситуации становятся правилом, возникает семейная проблема и ее члены испытывают стресс.

Поговорим об одном из вариантов поперечных коалиций в иерархии семьи - а именно о межпоколенных коалициях. Известный семейный психотерапевт Черников (Черников, 2005) выделяет следующие межпоколенные коалиции:

  • Один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого, дистанцированного родителя. В этом случае ребенок имеет возможность не выполнять требования последнего, так как его всегда поддержит другой родитель. Типичный случай для семьи - мать образует коалицию с ребенком, отец находится на расстоянии. Эта коалиция, к примеру, помогает матери (чувствующей себя слабой) справиться в отношениях с отцом. «Коалиции позволяют членам семьи совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону».
  • Один родитель с ребенком создает коалицию против коалиции другого родителя с ребенком. Так происходит, когда между детьми имеются конфликты, и они их не могут решить. Тогда родители занимают сторону «своего» ребенка. Между супругами тоже происходят конфликты по поводу детей.
  • Бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях, когда мать с ребенком живет в доме своей матери, представляет собой коалицию бабушки и ребенка против воспитательных мер матери.
  • Один родитель объединяется с любимым ребенком против других детей, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность.
  • Один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга
  • Старшее поколение (бабушка и дедушка) объединяются с младшим против среднего поколения.

Понятно, что поперечные семейные коалиции вносят дисбаланс в семейные отношения.

Еще один из вариантов нарушения семейной иерархии - это скрытые коалиции.

В этом случае наличие коалиции между участниками может не признаваться членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения. Например, ребенок отказывается ходить в школу. Оба родителя согласны, что ему нужно учиться. Они вместе обсуждают эту проблему и планируют совместные действия. Отец отводит ребенка утром в школу, однако тот через полчаса сбегает домой. Мать, втайне сочувствуя ребенку и считая его чересчур робким, таким же, какой она сама была в детстве, разрешает ему остаться дома, принимает всерьез его жалобы на головную боль, укладывает в постель и кормит чем-нибудь вкусным. Когда вечером приходит отец, она говорит ему, что не смогла справиться с ребенком, и просит его уговорить ребенка ходить в школу. Коалиция здесь является скрытой, так как мать внешне солидарна с отцом и может даже поддерживать его требования. И если отец не будет выходить из себя и бить ребенка, то коалиция может так и остаться непроявленной. Семейный психотерапевт Джей Хейли (Haley, 1967) характеризует треугольник с тайной коалицией как "испорченную триаду".

Перевернутая иерархия в семье также является примером нарушенной иерархии.

Еще раз хочется напомнить, что иерархия - это авторитет, доминирование, власть принимать решение или степень контроля и влияния одного члена семьи на других. Иерархия в семье необходима, так как родители несут ответственность за детей. Следовательно родители обладают всей полнотой власти в семье.

Итак, вернемся к перевернутой иерархии. Это понятие описывает ситуацию, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится выше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочкой могут вести себя как супруги и относиться к матери и остальным детям как к младшим в семье. Еще случай: когда один из родителей заболевает и теряет трудоспособность, тогда ребенок выступает в роли родителя по отношению к больному и остальным детям, отодвинув в сторону собственные чувства и желания. Такая позиция ребенка в литературе известна как "парентификация". Иногда благодаря симптоматическому поведению ребенок может приобрести чрезмерное влияние в семье и регулировать супружеские взаимоотношения. Так, например, у дочери возникают тики, когда родители ссорятся. Стремясь создать спокойную обстановку для девочки, родители вынуждены замалчивать свои разногласия.

В работе с перевернутыми иерархиями одной из основных задач будет также восстановление и укрепление горизонтальных иерархий и отказ от вертикальных.

Пару слов скажу еще об одном варианте нарушения семейной иерархии, а именно - о чрезмерной статусности.

Несбалансированность иерархии в детской подсистеме (иначе отношения между детьми) может выглядеть как чрезмерная ее иерархизированность. Это когда кто-то из детей обретает особый статус, становясь, например, слишком ответственным за других детей и приобретая непосильные для него функции родителя.

В заключение вспомним еще об одном нарушении также является отсутствие в семье иерархической структуры. Данный случай можно представить в виде колеса, где спицами являются дети, а осью - мать, которая в ответе за каждую мелочь, происходящую с детьми, без передачи им некоторых своих полномочий. Такая мать кажется перегруженной их постоянными требованиями. Эту структуру легко увидеть, если терапевт даст какое-нибудь задание детям, пока он беседует с матерью. Дети будут постоянно прерывать их разговор, что-нибудь спрашивая у матери, показывая ей, что они сделали, прося ее уладить споры и стараясь свериться с ней, прежде чем что-то предпринять. Мать не в состоянии делегировать власть, и, таким образом, остается за все в ответе.

Так или иначе восстанавливать в семье здоровую иерархию - необходимо. Автор прекрасно осознает, что это только одна из многочисленных возможных причин дисбаланса в семейных отношениях, но на который нужно обращать внимание и который следует корректировать.

http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/orodavt.htm 

ТОП-10 способов сохранить родительский авторитет

  1. Однажды Умберто Эко сказал, что наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают; роль второстепенного огромна. Золотые слова. Ты можешь казаться ребенком самой мудрой мамой на свете, когда разговариваешь с ним. Но если он услышит, как ты грубишь своей матери или как ты выражаешься в порыве ссора с мужем, твой авторитет померкнет.
  2. Не обманывай ребенка, ибо когда он поймет, что мелкой ложью родители облегчают себе жизнь, он перестанет им верить. Старайся быть честной мамой даже в мелочах. Особенно в мелочах. То, что кажется мелочью для тебя, для ребенка может быть очень важным.
  3. Не пугай ребенка папой. Не говори ему "Вот придет отец, я ему расскажу, как ты себя вел". Ребенок быстро сообразит, что пока папы дома нет, можно вести себя как угодно, и вообще перестанет слушаться.
  4. Однажды происходит чудо, и ребенок сам начинает задаваться вопросами. И даже тогда, - не давайте ему готовых ответов. Готовые ответы никому не помогают; готовые ответы глупы и тупы. Помогите ему стать более разумным. Вместо того чтобы давать ему ответы, дайте ему ситуации и вызовы, чтобы его разум обострялся, и он спрашивал глубже, чтобы вопрос проникал в самое его ядро, чтобы вопрос становился вопросом жизни и смерти. (Ошо)
  5. Перед тем, как наказать ребенка, будь уверена на 100%, что он заслужил наказание. Если ты накажешь ребенка незаслуженно, он может закрыться и затаить обиду на долгое время.
  6. Часто родители просто ради развлечения рассказывают своим знакомым о том, что сынишке понравилась в детском садике девочка, или о том, как дочка повесила над кроватью плакат какого-то певца. Может это и мило слушать, но если ребенок считает, что доверил тебе секрет, держи язык за зубами. Если твой малыш узнает, что ты смеешься над ним, это очень его заденет.
  7. Карл Юнг однажды сказал, что самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, - это непрожитая жизнь его родителей. Не стоит заставлять ребенка воплощать в жизнь твои мечты. Лучше научи его слушать и слышать себя и понимать, чего хочет он.
  8. Не меняй своих решений сиюминутно. Если по каким-то причинам ты запретила ребенку смотреть телевизор, на его просьбы не отвечай: "Ну ладно, немножко можно". Не иди на поводу у его слез. Если ребенок рыдает и просит тебя купить ему новую игрушку, не покупай, иначе он поймет, что слезы - отличный способ достичь желаемого. В общем, будь человеком своего слова, иначе ребенок не будет тебя уважать и сядет на голову.
  9. Пусть ребенок чувствует твою готовность прийти на помощь. Но не стоит вмешиваться в его дела, пока он все может сделать сам.
  10. "На свете мало вещей важнее, чем стать частью детства своих детей. Какой смысл взбираться по ступенькам успеха, если ты пропустил первые ступеньки жизни своих собственных детей? Что за удовольствие иметь самый большой дом в округе, если ты не удосужился найти время для создания очага?" - Робин Шарма.

Будь рядом как можно чаще. Ребенок, чьи родители слишком много работают и слишком редко проводят с ним время, очень страдает. Он думает, что родители не любят его.

10 пожеланий, как родителю завоевать авторитет у подростка.

  1. Искренне любить и ценить своего ребенка, принимать таким, какой он есть, создавать атмосферу доверия, заботы, ласки, доброжелательного отношения друг к другу.
  2. Планировать на каждую неделю время для общения с ребенком-подростком, совместные дела, общие интересы.
  3. Относиться к нему, как ко взрослому.
  4. Не осуждать за плохое, а помочь разобраться в ситуации, найти причину ошибочного действия и правильный вариант поведения.
  5. Быть в воспитании своего ребенка " на шаг впереди".
  6. Не бояться "закрытых тем", разговаривать с ребенком о реальной жизни, находить совместно алгоритм выхода из трудных ситуаций.
  7. Показывать собственный положительный пример(говорить и делать).
  8. Уметь признавать свои промахи и ошибки.
  9. Не жалеть времени для своих детей, интересоваться новыми методиками воспитания.
  10. Помнить, что главное - это душевное состояние вашего ребенка, формирование его духовных ценностей.

Нельзя:

  • Устанавливать правила на ходу.
  • Постоянно менять основные правила.
  • Стыдить ребенка.
  • Использовать свою власть для подавления личности ребенка.
  • Ругать и оскорблять ребенка.
  • Слишком сурово наказывать.
  • Бездумно навязывать жизненные ценности детям.
  • Говорить одно, а делать другое.
© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города